История Тарханкутского маяка.


В старой литературе часто упоминается название м. Тарханкут - «Еsкi-Fогоs», т. е. «Старый маяк». Письменные, картографические и археологические источники свидетельствуют о том, что здесь уже в глубокой древности, существовало простое маячное сооружение, указывавшее путь мореплавателям. Археолог А. Н. Щеглов, исследуя средневековое поселение VIII-IX веков, раскопал массивную каменную постройку недалеко от с. Оленёвка, которая, по аргументированному мнению ученого и могла быть маяком.
В выборе места для башни существующего маяка и разработке проекта принимал участие директор Балтийстих маяков Л.В. Стафарьев. Строительство маяка велось 3 года и закончилось в 1816 году. Свою работу маяк начал 16 июня 1817 года после того, как на нем был установлен один из первых осветительных аппаратов. Маяк представлял собой каменную башню конической формы высотой около 36 м с деревянным фонарем правильной десятиугольной формы высотой 3,3 м. В фонаре был установлен купленный в Британии катоптрический осветительный прибор из 15 ламп с рефлекторами, который светил постоянным белым огнем, обеспечивая видимость на 12 морских миль. Кроме башни внутри двора были построены три дома - для смотрителя, работников маяка и складских помещений.
В 1862 году на маяке был установлен самый мощный на Черноморском побережье диоптрический осветительный прибор первого разряда освещавший сектор моря между мысами «Карамрун» и «Урет», дальностью до 12,4 мили. Немного позже при маяке разместили телеграфную станцию для передачи по назначе¬нию поступающих с проходящих судов сигналов.
В то время из за некачественного горючего материала на маяках, приходилось дважды за ночь снимать с фитилей нагар. Маяк гасили при этом на 10-15 минут. Существует мнение, что именно из за снятия нагара в 70-годах XIX века около м. Тарханкут погибла императорская яхта «Ливадия». После этого случая сотрудником дирекции маяков Черного и Азовского морей капитаном Селезневым была изобретена лампа, которая позволяла проводить очистку фитиля не выключая света. Она была впервые применена в 1881 году именно на Тарханкутском маяке.
С января 1883 года на мысе, близ маяка начала действовать первая на Черном и Азовском морях «калорическая» сирена для противотуманных сигналов, приобретенная в Англии, приводимая в действие сжатым воздухом. В 1934 году одним из первых на Черном море маяк был оборудован радиомаяком с дальностью действия 300 км.
В 1970 году проведена реконструкция маяка - обновлена осветительная техника, построены новые жилые помещения для обслуживающего персонала, осуществлена газификация маячных сооружений.
В настоящее время Маяк Тарханкутский 1-го класса представляет собой отдельный маячный комплекс, включающий в себя световой и радиомаяк, звукосигнальные средства, станцию радионавигационной системы среднего радиуса действия, основные и дублирующие средства электроснабжения. Дальность его светового сигнала - 17 морских миль, звукового до 1 мили. Географические координаты Маяка: 45' и 25" северной широты, 32' и 30" восточной долготы.
Посещение Тарханкутского маяка включено во многие экскурсионные маршруты и вызывает большой интерес у туристов и отдыхающих. Здесь можно увидеть внутреннее устройство маячного комплекса, с высоты башни маяка - побережье Тарханкута. Да и само место размещения маяка - на крайней Западной оконечности Крымского полуострова - никого не оставляет равнодушным.


По материалам сайтов http://sundolina.org.ua/ и http://tarhankutt.com/

От себя добавлю, что маяки Тарханкутский и Херсонесский, являются близнецами (одного проекта постройки), но, в отличие от Херсонесского маяка (который был разрушен во время Великой Отечественной войны и восстановлен уже после войны) Тарханкутский стоит с момента постройки и в 2016 году ему исполнится 200 лет.